Ответим сразу: Бухгалтерский счет — это таблица. Она состоит из двух столбцов, в которых мы записываем расход и приход, т.е. дебет и кредит. В таблице (бухгалтерском счете) мы отражаем все хозяйственные операции нашей компании. Таким образом в левой части мы вносим все поступления: столбец «дебет», а в правой — все убыли, т.е. кредит.

В первом уроке бухгалтерии для чайников мы разобрались в том, что такое активы и пассивы предприятия. Теперь же двинемся дальше по логической цепочке и определимся с тем, как их фиксировать в «таблице» — т.е. бухгалтерском счете.

Ежедневно ваша фирма будет осуществлять хозяйственную деятельность, которая состоит из операций. Для того, что бы не запутаться во всем многообразии движения активов и пассивов, все хозяйственные операции на фирме группируются по похожим свойствам: продажи, покупки, движение по расчетному счету и т.п. По таким признакам создаются отдельные «счета». Всего принято, что в бухучете существует 99 отдельных счетов, их отображают в спец.книге, которая так и называется «план счетов бухучета». Здесь перечислены все счета, которые могут понадобиться бухгалтеру любого предприятия. Это типовые операции. Т.е. на всех российских предприятиях 51 счет бухучета — однозначно «Рассчетный счет» банка, 50 — для всех «касса», 10 счет существует для учета «материалы» и т.п.

Разумеется, большинству предприятий нет нужды использовать все 99 счетов. Каждый бухгалтер из всего многообразия выбирает только нужные ему и закрепляет их приказом по учетной политике предприятия.

Бухгалтерский счет

— это ни что иное, как способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу и размещению, по источникам его образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях.

Из такого сложнозамысловатого определения следует, что все бух.счета представляют из себя таблицы дебета и кредита.

Итак, всего существует 99 бухгалтерских счетов. Т.е. 99 балансов.

Забалансовые бухгалтерские счета

НО! не стоит забывать также и о 11 забалансовых счетах — они существуют для отображения доп. информации о различных обязательствах предприятия. Сюда же отнесем и ТМЦ (товарно-материальные ценности), которые мы не можем повесить на баланс основных счетов. В общем случае все, что располагается на забалансовых счетах вашей организации, не характеризует ее финансовое положение, а просто отображает особенности ее работы.

Выглядят забалансовые счета точно также, как и основные: таблица, состоящая из двух столбцов «дебета» и «кредита». Однако, для забалансовых счетов не будет применяться правило двойной записи. Т.е. в данных проводках не нужно отображать операцию и по дебету и по кредиту. Для таких счетов по дебету отображается поступление объектов, а по кредиту счета — из выбытие. Таким образом, конечное сальдо таких счетов всегда будет оставаться дебетовым.

План счетов

— это страшилка для начинающего бухгалтера. На самом деле, не так страшна эта книга, как о ней рассказывают. Тем более сейчас: в век компьютерной обработки информации, когда при верном введении исходных данных, основная часть работы лежит на вычислительных процессорах. План счетов на предприятии — это официально закрепленный документ, содержащий перечень всех счетов с их описанием. Т.е. это не страшная книга, которую нужно «зубрить». Напротив, это ваша шпаргалка, которая поможет вам разобраться какую проводку по какому счету следует производить.

Как мы уже говорили, все 99+11 счетов редко кто использует, отсюда появляется «рабочий план счетов» — это сокращенная версия общего «плана». Здесь, как правило, выделяется 15-25 основных счетов, которые потребуются при ведении финансово-хозяйственной деятельности.

Добавить комментарий